Совместная деятельность

Тема: "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"
     Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях.
Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребенка-дошкольника. В деятельности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения можно выделить три основных направления:
1) музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей;
2) в перечень обязанностей музыкального руководителя входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования детей;
3) важным направлением деятельности музыкального руководителя является его взаимодействие с воспитателями и родителями детей.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами ДОУ включает:
- ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
- разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
- обсуждение сценариев праздников и развлечений;
- участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
- участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
- оказание методической помощи воспитателям в решении задач музыкального образования детей;
- участие в педагогических советах ДОУ.
 Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема воспитателей и специалистов ДОУ. Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.
Педагогическое взаимодействие воспи­тателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах:
1. Принцип диалогизации.
 Связан с пре­образованием «суперпозиции» музыкаль­ного руководителя и «субпозиции» вос­питателя в вопросах музыкального разви­тия дошкольников в личностно-равноправную позицию сотрудничающих субъ­ектов.
2. Принцип индивидуализации. 
В его ос­нове лежит использование каждым участ­ником взаимодействия существенных пре­имуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодейст­вия должен иметь прочные навыки музы­кальной деятельности.
Музыкальный руководитель - это спе­циалист, который имеет музыкальное обра­зование, предполагающее наличие профес­сиональных и творческих умений, главные из которых - исполнительская и словесная интерпретация музыки (О.П. Радынова). Профессионализм музыкального руково­дителя немыслим без постоянного поддер­жания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования. Этот уровень во многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произве­дений. Воспитатель должен уметь испол­нять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, иг­рать на детских музыкальных инструмен­тах (металлофон, бубен, трещотка, дудоч­ка), организовывать музыкально-дидакти­ческие игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг дру­га, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.
3. Принцип проблематизации.
Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя - он актуализирует, сти­мулирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодейст­вия «воспитатель - музыкальный руково­дитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педаго­гической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность вос­питателя к музыкальному развитию до­школьников, воспринимаемая им как важ­ный элемент его профессиональной готов­ности к воспитанию детей.
Во взаимодействии музыкального руко­водителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленны­ми на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельнос­ти, что выражается в совместном плани­ровании работы по музыкальному разви­тию детей. Это весьма важное обстоятель­ство, которое определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в посто­янном контакте, учитывая мнение психо­лога, зная особенности семейного воспита­ния детей, может дать психолого-педаго­гическую характеристику каждому ребен­ку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализиро­ванных знаний и способностей ставит спе­циализированные цели.
Формой  взаимодействия воспитателя и музыкаль­ного руководителя является включение целостной программы в «блоки педагоги­ческого процесса» (по Н.Я. Михайленко), а также координация - распределение между собой обязанностей по воплоще­нию этой программы, определение своих зон деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий